Thursday, July 29, 2010

Геноцида в Кыргызстане нет!

В настоящее время, особенно после событий 10-11-12-13-14 июня 2010 года на юге Республики, в международных средствах массовой информации, а также на иностранных сайтах время от времени стала появляться информация о том, что в Кыргызстане осуществляется геноцид по отношению к узбекскому этносу.
Международная Конвенция «О предупреждении преступлений геноцида и наказании за него от 1948 года» дает следующее определение термина «геноцид». «Геноцид – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, религиозным признакам». Геноцид существует в следующих формах: а) массовые репрессии, которые ведут к физическому уничтожению представителей этнического меньшинства;

б) умышленное создание для соответствующей этнической группы таких жизненных условий, которые способствуют её полному или частичному вымиранию;

в) меры по предотвращению деторождения в угнетаемой этнической группе;

г) насильственная передача детей из одной этнической группы в другую;

Рассмотрим каждую форму геноцида в преломлении к этносам Кыргызстана, в том числе и к узбекскому этносу. Все, кто мало - мальски знаком с историей Советского Союза, знает когда и как осуществлялись репрессии. К примеру, репрессии 30-40-х годов XX века, когда ежедневно бесследно исчезали люди, семьи, группы людей. В Кыргызстане, найденные останки репрессивных, нашли свое успокоение в мемориале «Ата-бейит». Или же еще один наглядный пример: репрессии во время Великой Отечественной войны, когда народы Закавказья в одну ночь были вывезены из своих домов и раскиданы по республикам Средней Азии, без средств к существованию. Кыргызстан в те годы приютил, обогрел, дал новую родину не одной сотне чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, турков, курдов и других этносов, которые сегодня вместе с кыргызами являются одним народом Кыргызстана.

Или же вспомним фашистские репрессии, когда целые народы (евреи, цыгане и др.) истреблялись физически лишь потому, что в их жилах течет не арийская кровь. Репрессии, имеющие целью геноцид того или иного этноса, носят системный, масштабный, целенаправленный, долговременный характер и являются частью государственной политики. В истории кыргызов и Кыргызстана с древнейших времен и до наших дней не было и нет репрессии по отношению к другим этносам, в том числе и к узбекскому этносу, с которым у кыргызов единый язык, единая религия, единая земля, единые корни, единые базары и мазары.

Конфликты естественно были: в конце XX века (июнь 1990 года), и в начале XXI (июнь 2010 года). Но эти конфликты – не геноцид, это краткосрочные, скорее этнополитические (статусные), чем межэтнические столкновения. В этих конфликтах погибли и пострадали представители как титульного (кыргызского), так и не титульного (узбекского) этноса. И в первом конфликте (июнь 1990 года), и во втором конфликте (июнь 2010 года), ровно через 20 лет, с разницей в несколько дней – выбор даты также о многом говорит – потерь (по не официальным данным) со стороны одного этноса в разы больше, чем с другой стороны, так как готовность к конфликту одной стороны и не готовность другой видна не вооруженным взглядом: наличие в местах компактного проживания узбеков арсеналов боевого оружия, начиная от средневековых дубинок до современных гранатометов, бронированные Камазы – дзоты для автоматчиков, прорытые траншеи вокруг микрорайона Амир-Темур, заминированные подходы к селам Нариман и Кашгар-кыштак, Шайит-тепа, где компактно проживают узбеки и это далеко не полный перечень …

Наряду с этим, этой же стороной конфликта была хорошо продумана информационная атака: сигналы SOS, сообщения о геноциде со стороны кыргызов на интернет-сайтах международных СМИ, сигналы SOS на проезжих частях автомобильных дорог внутри махаллей, которые четко видны ночью и днем с высоты птичьего полета, наплыв не аккредитованных корреспондентов как местного, так и международного масштаба, сфокусированные интервью, монтаж заранее приготовленных видеороликов, фотографий и полная растерянность, шок, особенно в первые дни, другой стороны. Это краткосрочный, заранее запланированный и подготовленный, и потому кровопролитный конфликт, в котором задействованы два этноса нельзя назвать геноцидом.

Рассмотрим вторую форму геноцида – умышленное создание титульным этносом для соответствующей (в нашем случае, узбекской) группы таких жизненных условий, которые способствовали полному или частичному вымиранию.

Каковы же жизненные условия, созданные государством кыргызов для этносов Кыргызстана, в том числе и узбекского? Преамбула Конституции Кыргызской Республики, принятой на референдуме от 27-июня 2010 начинается словами ( как и все предыдущие Конституции), «Мы, народ Кыргызстана, …», тем самым признается, что все этносы составляют единый народ государства. Пункт 3 статьи 10 Первого раздела Конституции гласит: «Кыргызская Республика гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Как реализуется в стране (в частности, в городе Ош), данный пункт по отношению к узбекскому этносу?

В городе Ош проживает 500 тысяч человек. Из них 67% -кыргызы; 27%-узбеки; 6%- другие этносы. В настоящее время в городе Ош функционируют:I.

1. Кыргызско – Узбекский университет, который создан в 1994 году. В течение почти 16 лет его ректорами являются представители узбекского этноса (Мамасаидов Махамаджан (1994-2004 гг.); Исманжанов Анваржан (2004-2010 гг.).
2. Институт Узбекского языка и литературы при Ошском Государственном университете. Руководитель – Турсунов Равшан (представитель узбекского этноса).
3. Узбексий академический музыкально-драматический театр им. Бабура, руководит им представитель узбекского этноса Тухтоматов Бахтияржон.
4. Узбексий национально-культурный центр (город Ош), руководителями которого поочередно являлись такие видные лидеры узбекского этноса как академик Мамасаидов М. и генерал –майор Сабиров А.
5. Узбекский областной национально-культурный центр, руководителем которого до последнего времени являлся экс-депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Салахуддинов Жамалидин. На складах его фирмы во время конфликта в июне 2010 года был обнаружен целый арсенал боевого оружия: автоматы, пулеметы, гранатометы, гранаты, противотанковые мины и мн.др.
6. Областная газета «Ош садоси»
7. Страница на узбекском языке в областной кыргызскоязычной газете «Ош шамы»
8. Частные узбекские телекомпании: Ош ТВ, Мезон ТВ, ДДД, хозяевами которого являются узбеки – Худайбердиев Халилжон, Шакиров Мамиржон. Генеральными спонсорами этих СМИ являются Сабиров Давран, Сабиров Алишер, Абдрасулов Инамжон, Абдулаева Карамат и др.
9. Телестудия «Гранит» при Кыргызско-Узбекском университете.
10. Страница на узбекском языке в газете «Планета дружбы» при Кыргызско-Узбекском университете.
11. Альманах «Ош», который издавался на кыргызском, узбекском и русском языках.


II. В 2009 -2010 учебном году в городе Ош функционировало 57 общеобразовательных школ. Из них:

1. 14- с кыргызским языком обучения;
2. 14-с узбекским языком обучения;
3. 8-с узбекским и русским языками обучения;
4. 9-с кыргызским и русским языками обучения;
5. 2-с кыргызско-русско-узбекским языками обучения;
6. 1-с кыргызско-узбекским языками обучения.

III. С 1993 года по 2009 год Почетное звание «Заслуженный учитель Кыргызской Республики» присвоено (по городу Ош) – 9 (девяти) учителям. Из них:

1. 4-кыргызы;
2. 3-узбеки;
3. 2-русские (то есть, награжденные кыргызы составляют -45%).

IV. С 1997 года по 2009 год Почетное звание «Заслуженный деятель образования КР» получили 6 (шесть) человек. Из них:

1. 3-кыргызы;
2. 2-узбеки;
3. 1-русский (то есть, кыргызы, получившие это звание, составляют 50 %).

V.За этот же период времени значок «Отличник образования КР» получили 48 человек. Из них:

1. 21-кыргызы;

2. 21-узбеки;

3. 4-русские;

4. 1-уйгуры;

5. 1-татары (то есть, 41% -составляют кыргызы; 59%-представители других этносов).

VI. Все директора школ имеют высшее педагогическое образование. Из 57 директоров образование получили:

1. 46 - в Кыргызстане;

2. 10 - в Узбекистане;

3. 1 - в Татарстане.

VII. В ВУЗах города Ош в свое время трудились и трудятся доктора наук, профессора, академики – представители узбекского этноса:

1. Мамасаидов Махамаджан – доктор технических наук, профессор, академик НАН КР, экс-ректор Кыргызско - Узбекского университета, награжден медалями и орденами КР. Более 10лет – ректор КУУ, экс-депутат 4-х созывов ЖК КР.
2. Маруфий Адылжан - доктор технических наук, профессор, Отличник Образования КР, Заслуженный работник образования КР. Более 30лет- бессменный декан инженерно-строительного факультета Ошского Технологического университета.
3. Исманжанов Анвар – доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки КР. Ректор Кыргызско-Узбекского университета (с 2005 по 2010 гг.).
4. Маматурдыев Гуламжон – доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный работник образования КР, зав.кафедрами в ОшГУ и КУУ.
5. Абиджанов Сабиджан – доктор экономических наук, профессор, зав.кафедрой Ошского Технологического университета.
6. Маткаримов Сулайман – доктор технических наук, профессор ОшТУ, академик инженерной академии КР.
7. Мамасаидов Абдумиталиб – доктор медицинских наук, профессор КУУ.
8. Хасанов Тойчу – доктор педагогических наук, профессор ОшГУ.
9. Юсупов Фуркат – доктор медицинских наук, профессор ОшГУ, зав. отделением Ошской областной больницы.
10. Маманазаров Жуманазар – доктор медицинских наук, профессор КУУ, зав. отделением Ошской областной больницы.
11. Сабиров Алишер – доктор политических наук, генерал-майор милиции, экс-депутат 4-х созывов ЖК КР.

VIII. К сведению кыргызстанской и международной общественности приведем данные анализа, сделанного ошскими независимыми экспертами по Кыргызско-Узбекскому университету. В 2009-2010 учебном году в данном ВУЗе работало- 70 ученых. Из них:

Доктора наук:
1. 4-кыргызы;
2. 7-узбеки;
Кандидаты наук:
1. 27-кыргызы;
2. 28-узбеки;
3. 4-другие этносы.
Имеют звание «Заслуженный работник образования КР»
1. 1-кыргызы;
2. 3-узбеки.
Имеют звание «Заслуженный деятель науки КР»
1. 0-кыргызы;
2. 2-узбеки.
o Академики Национальной Академии Наук КР:
1. 0-кыргызы;
2. 1-узбеки.
o Ордена и медали КР:
1. 0-кыргызы;
2. 1-узбеки.



IX. С 2002 года в КУУ работает Диссертационный Совет по защите кандидатских диссертаций.

Председателем Совета является -1(узбек)

Зам. председателя Совета – 1(узбек).

X. В 2009 году в состав Ученого Совета утвержден заново. В состав входят:

1. 8-кыргызы;

2. 9-узбеки;

3. 1- другие этносы.

XI. В докторантуре КУУ обучаются 4 человека. Из них:

1. 2-кыргызы;
2. 2-узбеки.

XII. В аспирантуре КУУ обучаются 69 человек. Из них:

1. 27-кыргызы;
2. 40-узбеки;
3. 2-другие этносы.



Мы ранее упоминали о том, что в городе Ош функционирует Узбекский академический музыкально-драматический театр им. Бабура, наравне с Кыргызским драматическим театром. Руководителем театра является представитель узбекского этноса. Коллектив театра на 100% - узбеки. Из них имеют Почетные звания:

1. Народный артист КР – 5 человек:
1. Тухтоматов Бахтияржон – директор театра;
2. Шабданова Айтаджихан – артистка;
3. Дадажанов Шафкатбек – артист;
4. Салиева Турсунхон – артистка;
5. Хасанова Тожихон – артистка.

Среди кыргызов звание «Народный артист КР» имеют всего 2 человека:

1. Баяков Фахридин;
2. Алыбаев Жолболду.

2. Звание «Заслуженный артист КР» имеют 7 человек – представители узбекского этноса:
1. Холматова Самида;
2. Матхаликов Хамидилло;
3. Саипова Дилорам;
4. Тухтоматов Бахрам;
5. Аскарова Алла
6. Рахманов Хамиджан;
7. Тажибаев Режап.

Среди кыргызов звание «Заслуженный артист КР» имеют всего 3 человека:

1. Садыбакасова Гулшайыр;
2. Эшбаев Токон;
3. Молдокулов Ашым.
3. Звание «Заслуженный деятель искусства КР» имеют 2 человека:

1. Жалалов Зиядин;
2. Шакиров Закиржан.

Среди кыргызов звание «Заслуженный деятель искусства КР» имеет всего 1 человек:

1. Матиев Саидрахман.



Даже поверхностный анализ приведенных данных говорит сам за себя: жизненные условия, созданные титульным этносом (кыргызами) для узбекского народа в области образования и культуры ни каким боком не подходят под определение «Геноцид», имеющий целью уничтожение узбекского этноса. Здесь весьма уместно вспомнить о том, как, например, сегодня к русским и русскому языку, культуре относятся страны Прибалтики, Украины, Беларуси, Грузии. Кыргызы же в силу своей толерантности стремились удовлетворить запросы узбекского этноса, шли во всем на уступки…. Это было не правильно понято, было принято за слабость и бесхарактерность. И, как говорится, аппетит приходит во время еды: раз молчат, терпят, дают, можно попробовать потребовать кое-что и побольше: автономию, статус языку, а там, глядишь, и все остальное …

Вернемся к рассмотрению третьей и четвертой форм геноцида: меры по предотвращению деторождения и насильственное передача детей из одной этнической группы в другую. Ни в глубокой древности, ни во времена Советского Союза, ни за 20 лет суверенитета в Кыргызстане не было даже намека на подобные действия со стороны кыргызов по отношению к узбекам или к представителям других этносов.

Обобщая изложенное, правомерно поставить вопрос об элементарной грамотности, не говоря уже о компетентности некоторых лидеров узбекского этноса, которые, отправляя сигналы SOS и крича на весь мир о геноциде узбеков, не удосужились хотя бы заглянуть в любой словарь политических терминов, дабы уяснить для себя суть и содержание такого грозного термина как «Геноцид».

P.S.: В данной статье независимые Ошские эксперты дали анализ лишь некоторых определенных сфер (образование и культура) общественной жизни узбекского этноса в городе Ош. Вдумчивый, свободный от ксенофобии и радикального национализма читатель сделает для себя соответствующие выводы.

Мы же хотим привести в пример известную кыргызскую пословицу: «Эркелесен эркеле, бирок талтандаба». Смысловой перевод таков: «Просить – то проси, да не переборщи», либо «Говорить-то говори, да не заговаривайся». У русского народа есть очень точная пословица на этот счет: «Не плюй в колодец из которого пьешь воду, как бы не пришлось напиться из того колодца, и не один раз».

Эта статья первая из серии последующих. В следующей статье планируется дать анализ жизненных условий узбекского этноса в сферах здравоохранения, экономики, управления, политики. И таким образом, на фактах доказать, что в нашей стране нет геноцида по отношению к этносам, составляющим в своей совокупности народ Кыргызстана, в том числе, и по отношению к узбекскому этносу.


Независимые ошские эксперты
http://ferghana-blog.livejournal.com/112277.html

No comments:

Post a Comment